ЗАНЯТИЕ ДЕВЯТОЕ
ПЕЙЗАЖ, НАТЮРМОРТ И ПОРТРЕТ
(Урок рисования)
ВОСПИТАТЕЛЬ. Приглашает на урок Серебристый голосок Носатиков, ушатиков И Виннипушатиков.
(Воспитатель звонит звоночком. Дети рассаживаются).
ВОСПИТАТЕЛЬ. Здравствуйте, Виннипушатики!
ДЕТИ. Здравствуйте!
ВОСПИТАТЕЛЬ. Начинаем перекличку,
Надо всем придумать кличку. Очень важно уметь относиться к самому себе с улыбкой. Поэтому наша перекличка не просто перекличка, а самодразнилка. Петя-конфетя, Маша-каша, а Нина-малина. Такие созвучия называются рифмой. Я называю фамилию, а вы встаете, называете свое имя и рифму-дразнилку. Всем понятно? Очень хорошо. Начинаем. Андреева!
25
АНДРЕЕВА. Света-котлета!
ВОСПИТАТЕЛЬ. Очень хорошо. Быков!
БЫКОВ. Вова-подкова!
ВОСПИТАТЕЛЬ. Отлично! Горелова!
ГОРЕЛОВА. Нина-машина!
ВОСПИТАТЕЛЬ. Молодец, Нина-машина! Дубов!
ДУБОВ. Саша-простокваша!
ВОСПИТАТЕЛЬ. Жукова!
ЖУКОВА. Люба-шуба!
(И так далее).
Если встречаются у кого-то затруднения с рифмой, воспитатель предлагает ребятам помочь ему. Если и так не получается, то воспитатель превращает имя в ласкательное, и тогда к нему легче подобрать рифму.
Например: Люба-Любушка-голубушка или Любочка-трубочка.
ВОСПИТАТЕЛЬ. (Заканчивая перекличку). Все вы любите рисовать.
Но не каждый из вас знает, чем отличается один рисунок от другого. Например, пейзаж от натюрморта, а натюрморт от портрета. А чтобы разобраться в этом, надо очень внимательно послушать стихотворение Александра Кушнера, которое я вам прочитаю.
Если видишь: на картине нарисована река, Или ель и белый иней, или сад и облака, Или снежная равнина, или поле и шалаш, — То подобная картина называется...
(Воспитатель жестом просит детей закончить строчку). ДЕТИ. Пейзаж!
ВОСПИТАТЕЛЬ. Если видишь на картине чашку чая на столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, или грушу, или торт, Или все предметы сразу,— знай, что это...
ДЕТИ. Натюрморт!
ВОСПИТАТЕЛЬ. Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь
на вас,
Или принц в плаще старинном, или в робе
верхолаз,
Летчик или балерина, или Коля — твой сосед, Обязательно картина называется... ДЕТИ. Портрет!
ВОСПИТАТЕЛЬ. Теперь всем стало ясно, что такое пейзаж, натюрморт и портрет. Надо сказать, что прежде, чем рисовать, художник должен придумать картину и увидеть ее в своем воображении. Рисовать вы будете дома, а придумывать картины мы будем сейчас. Давайте придумаем пейзаж. Каждый придумывает что-то одно. Например: небо или горы, облака или речку. Придумывать рисунок будем по очереди. Начинает (обращаясь к сидящему с краю ребенку, например, по имени Саша) Саша. Он говорит: «Небо»; потом придумывает, например, Света, так как она сидит рядом с Сашей. Она обязательно повторяет то, что придумал Саша, и добавляет свое. То есть, она скажет: «Небо, горы». Дальше придумывает сосед Светы, Вова. Он повторяет то, что до него придумали, и добавляет свое. Вот так: «Небо, горы, облака». И так до тех пор, пока не собьемся или не надоест. Внимание! Саша первым начинает придумывать пейзаж!
(Следует игра. Как только возникнут затруднения, игра прекращается. А воспитатель напоминает). ВОСПИТАТЕЛЬ. Небо, горы, облака, речка(далее, например, может быть такой ряд: лес, солнце, домик, тропинка, колодец с журавлем, птицы)— вот что вы можете нарисовать, если вам нравится пейзаж. А теперь придумываем новую картину. Натюрморт. Но придумывать ее будем по-другому. На одну букву. Вы спросите — как? А вот так. Берем букву «С» и называем предметы, которые могут быть в натюрморте, на букву «С». Стол, самовар, сливы и так далее. Внимание! Начали. (Дети предлагают слова на букву «С». Воспитатель помогает. В натюрморте могут быть: стол, самовар, сливы, стакан, ситечко, солонка, сушки, селедка и т. д.).
Кому понравился наш натюрморт, пусть рисует натюрморт. А мы напоследок попробуем сочинить портрет. Давайте придумаем того, не знаем кого. Придумываем так. Я называю часть тела, например, ноги, а вы говорите, на что они похожи Например, как спички, или как палки. И так далее. То есть, все время ищем сравнения. Договорились? Я начинаю. Начнем с ног. Ноги, как... думайте!
ДЕТИ. (Например). Как жерди!
ВОСПИТАТЕЛЬ. Хорошо. Длинные ноги. Руки, как... ДЕТИ. (Например)Грабли!
ВОСПИТАТЕЛЬ. Загребущие руки. Тоже неплохо. Шея, как... ДЕТИ. У жирафа!
ВОСПИТАТЕЛЬ. Замечательная шея. Уши, как... ДЕТИ. Лопухи!
ВОСПИТАТЕЛЬ. Нос, как... ДЕТИ. Картошка!
ВОСПИТАТЕЛЬ. Глаза, как... ДЕТИ. Фары!
ВОСПИТАТЕЛЬ. Волосы, как... ДЕТИ. Мочалка!
ВОСПИТАТЕЛЬ. Вот и готов портрет того, не знаем кого. Ноги, как жерди; руки, как грабли; шея, как у жирафа; уши, как лопухи; нос, как картошка; глаза, как фары; а волосы, как мочалка. Хотите дома нарисовать — рисуйте.
На следующем занятии мы устроим выставку. И посмотрим, у кого что получилось. Пейзаж, натюрморт или портрет. А чтобы вы не забыли, чем они отличаются друг от друга, еще раз повторим стихотворение.
(Воспитатель вместе с детьми повторяет стихотворение «Есливидишь на картине...»).
А сейчас... звенит звонок,
Завершается урок. (Воспитатель звенит звоночком).