Уроки словотворчества и веселого сочинительства

 

ЗАНЯТИЕ ДЕВЯТОЕ

ПЕЙЗАЖ, НАТЮРМОРТ И ПОРТРЕТ

(Урок рисования)

ВОСПИТАТЕЛЬ. Приглашает на урок Серебристый голосок Носатиков, ушатиков И Виннипушатиков.

(Воспитатель звонит звоночком. Дети рассажива­ются).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Здравствуйте, Виннипушатики!

ДЕТИ. Здравствуйте!

ВОСПИТАТЕЛЬ. Начинаем перекличку,

Надо всем придумать кличку. Очень важно уметь относиться к самому себе с улыбкой. Поэтому наша перекличка не просто перекличка, а самодразнилка. Петя-конфетя, Маша-каша, а Нина-малина. Такие созвучия на­зываются рифмой. Я называю фамилию, а вы вста­ете, называете свое имя и рифму-дразнилку. Всем понятно? Очень хорошо. Начинаем. Андреева!

25 

АНДРЕЕВА.        Света-котлета!

ВОСПИТАТЕЛЬ. Очень хорошо. Быков!

БЫКОВ. Вова-подкова!

ВОСПИТАТЕЛЬ. Отлично! Горелова!

ГОРЕЛОВА. Нина-машина!

ВОСПИТАТЕЛЬ. Молодец, Нина-машина! Дубов!

ДУБОВ. Саша-простокваша!

ВОСПИТАТЕЛЬ. Жукова!

ЖУКОВА. Люба-шуба!

(И так далее).

Если встречаются у кого-то затруднения с рифмой, воспитатель предлагает ребятам помочь ему. Если и так не получается, то воспитатель превра­щает имя в ласкательное, и тогда к нему легче по­добрать рифму.

Например: Люба-Любушка-голубушка или Любоч­ка-трубочка.

ВОСПИТАТЕЛЬ. (Заканчивая перекличку). Все вы любите рисовать.

Но не каждый из вас знает, чем отличается один рисунок от другого. Например, пейзаж от натюрморта, а натюрморт от портрета. А чтобы разобраться в этом, надо очень внимательно по­слушать стихотворение Александра Кушнера, которое я вам прочитаю.

Если видишь: на картине нарисована река, Или ель и белый иней, или сад и облака, Или снежная равнина, или поле и шалаш, — То подобная картина называется...

(Воспитатель жестом просит детей закончить строчку). ДЕТИ. Пейзаж!

ВОСПИТАТЕЛЬ. Если видишь на картине чашку чая на столе,

Или морс в большом графине, или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, или грушу, или торт, Или все предметы сразу,— знай, что это...

ДЕТИ. Натюрморт!

ВОСПИТАТЕЛЬ. Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь

на вас,

Или принц в плаще старинном, или в робе

верхолаз,

Летчик или балерина, или Коля — твой сосед, Обязательно картина называется... ДЕТИ. Портрет!

ВОСПИТАТЕЛЬ. Теперь всем стало ясно, что такое пейзаж, натюрморт и портрет. Надо сказать, что прежде, чем рисовать, художник должен придумать картину и увидеть ее в своем воображении. Рисо­вать вы будете дома, а придумывать картины мы будем сейчас. Давайте придумаем пейзаж. Каж­дый придумывает что-то одно. Например: небо или горы, облака или речку. Придумывать рисунок будем по очереди. Начинает (обращаясь к сидя­щему с краю ребенку, например, по имени Саша) Саша. Он говорит: «Небо»; потом придумывает, например, Света, так как она сидит рядом с Са­шей. Она обязательно повторяет то, что придумал Саша, и добавляет свое. То есть, она скажет: «Небо, горы». Дальше придумывает сосед Светы, Вова. Он повторяет то, что до него придумали, и добав­ляет свое. Вот так: «Небо, горы, облака». И так до тех пор, пока не собьемся или не надоест. Внимание! Саша первым начинает придумывать пейзаж!

(Следует игра. Как только возникнут затруднения, игра прекращается. А воспитатель напоминает). ВОСПИТАТЕЛЬ. Небо, горы, облака, речка(далее, например, мо­жет быть такой ряд: лес, солнце, домик, тропинка, колодец с журавлем, птицы)— вот что вы можете нарисовать, если вам нравится пейзаж. А теперь придумываем новую картину. Натюрморт. Но при­думывать ее будем по-другому. На одну букву. Вы спросите — как? А вот так. Берем букву «С» и называем предметы, которые могут быть в на­тюрморте, на букву «С». Стол, самовар, сливы и так далее. Внимание! Начали. (Дети предлагают слова на букву «С». Воспита­тель помогает. В натюрморте могут быть: стол, самовар, сливы, стакан, ситечко, солонка, суш­ки, селедка и т. д.).

Кому понравился наш натюрморт, пусть рисует натюрморт. А мы напоследок попробуем сочинить портрет. Давайте придумаем того, не знаем кого. Придумываем так. Я называю часть тела, на­пример, ноги, а вы говорите, на что они похожи Например, как спички, или как палки. И так да­лее. То есть, все время ищем сравнения. Догово­рились? Я начинаю. Начнем с ног. Ноги, как... думайте!

ДЕТИ. (Например). Как жерди!

ВОСПИТАТЕЛЬ. Хорошо. Длинные ноги. Руки, как... ДЕТИ. (Например)Грабли!

ВОСПИТАТЕЛЬ. Загребущие руки. Тоже неплохо. Шея, как... ДЕТИ. У жирафа!

ВОСПИТАТЕЛЬ. Замечательная шея. Уши, как... ДЕТИ. Лопухи!

ВОСПИТАТЕЛЬ. Нос, как... ДЕТИ. Картошка!

ВОСПИТАТЕЛЬ. Глаза, как... ДЕТИ. Фары!

ВОСПИТАТЕЛЬ. Волосы, как... ДЕТИ. Мочалка!

ВОСПИТАТЕЛЬ. Вот и готов портрет того, не знаем кого. Ноги, как жерди; руки, как грабли; шея, как у жирафа; уши, как лопухи; нос, как картошка; глаза, как фары; а волосы, как мочалка. Хотите дома нарисовать — рисуйте.

На следующем занятии мы устроим выставку. И посмотрим, у кого что получилось. Пейзаж, натюрморт или портрет. А чтобы вы не забыли, чем они отличаются друг от друга, еще раз по­вторим стихотворение.

(Воспитатель вместе с детьми повторяет стихотво­рение «Есливидишь на картине...»).

А сейчас... звенит звонок,

Завершается урок. (Воспитатель звенит звоночком).

 

 

Сайт сверстал, но не имеет никакого отношения к контенту, простой оптимизатор. Продвижение сайта - контора SEOKласс. Хостинг бесплатный от Яндекса. 

Сделать бесплатный сайт с uCoz